МЕДИЦИНА И ПРАВО


Запрос:

    

ЗДЕСЬ МОЖЕТ БЫТЬ 

ВАША РЕКЛАМА

ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

1. Общие положения

1.1. Служба медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее именуется - Служба) входит во Всероссийскую службу медицины катастроф (ВСМК) и выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с Департаментом по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору Минздрава России, Федеральным управлением «Медбиоэкстрем», органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и учреждениями здравоохранения.

Служба предназначена для проведения комплекса мероприятий по предупреждению медико-санитарных последствий и медико-санитарного обеспечения населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, эпидемиях, локальных вооруженных конфликтах, террористических актах и других чрезвычайных ситуациях, а также для организации и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.

Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, формированиями и учреждениями министерств и ведомств, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС).

1.2. Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Министерства здравоохранения Российской Федерации, решениями федеральной межведомственной координационной комиссии ВСМК, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

2. Основные задачи

Основными задачами Службы являются:

- разработка научно-методических принципов деятельности ВСМК и Службы;

- организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе в локальных вооруженных конфликтах и террористических актах;

- координация и руководство силами и средствами, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

- обеспечение готовности органов управления, системы связи и оповещения формирований и учреждений Службы к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение постоянной готовности и эффективной работы подразделений экстренной и консультативной медицинской помощи населению (санитарной авиации);

- участие в подготовке и обеспечении готовности органов управления, лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических и других учреждений Минздрава России к работе в чрезвычайных ситуациях;

- выявление источников чрезвычайных ситуаций, которые могут сопровождаться неблагоприятными медико-санитарными последствиями, организация постоянного медико-санитарного контроля за ними, проведение комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению таких последствий;

- прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

- сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий;

- разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению;

- разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания медицинской помощи, лечения пораженных при чрезвычайных ситуациях;

- совершенствование организационной структуры Службы и системы медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций, системы экстренной и консультативной медицинской помощи населению;

- создание при участии заинтересованных министерств и ведомств системы управления ВСМК, поддержание ее в постоянной готовности и совершенствование;

- разработка методических основ и участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;

- координация и осуществление подготовки, повышения квалификации и аттестации специалистов службы медицины катастроф;

- разработка, внедрение методических основ медицинской экспертизы и реабилитации участников ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- создание и рациональное использование резервов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества для службы, организация его хранения и обновления (освежения), оснащение им формирований и учреждений службы, обеспечение экстренных поставок лекарственных средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;

- участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

- создание и рациональное использование резервов финансовых и материально-технических ресурсов для обеспечения деятельности Службы;

- международное сотрудничество в области медицины катастроф.

3. Организационная структура

3.1. В соответствии со структурой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и возложенными задачами Служба создается на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях.

3.2. На Федеральном уровне Служба представлена:

3.2.1. Всероссийским центром медицины катастроф «Защита» Минздрава России (ВЦМК «Защита»).

ВЦМК «Защита» - государственное многопрофильное головное учреждение службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации особого типа, выполняющее функции органа управления ВСМК и службы медицины катастроф Минздрава России федерального и регионального уровней, образовательного, научно-исследовательского и лечебно-профилактического учреждения.

ВЦМК «Защита» имеет статус Сотрудничающего центра ВОЗ и выполняет функции Евроазиатского регионального центра по проблемам медицины катастроф СНГ.

Организационная структура ВЦМК «Защита» и его филиалов утверждается Минздравом России, а штатное расписание - директором ВЦМК «Защита» по согласованию с Минздравом России.

ВЦМК «Защита» состоит из управления, основных подразделений и подразделений обеспечения.

Управление включает: руководство, канцелярию, отделы - финансово-экономический, бухгалтерского учета и отчетности, кадров, режима, международных связей и организационно-плановый, а также группу советников и консультантов.

Руководство состоит из директора ВЦМК «Защита», первого заместителя директора, заместителей директора по научной, лечебной работе и другим направлениям деятельности Центра.

Основными подразделениями ВЦМК «Защита» являются: штаб ВСМК, филиалы ВЦМК «Защита» (в семи федеральных округах и в особых случаях по решению Министерства здравоохранения Российской Федерации временно могут создаваться в отдельных субъектах Российской Федерации), клиника медицины катастроф с полевым многопрофильным госпиталем (ПМГ), институт проблем медицины катастроф и дополнительного профессионального образования специалистов службы медицины катастроф, центр медицинской экспертизы и реабилитации, научно-исследовательский отдел медико-технических проблем экстремальной медицины; отдел организации медицинской помощи при радиационных авариях, отдел медицинского снабжения (склад резерва Минздрава России для ЧС).

Штаб Всероссийской службы медицины катастроф (далее Штаб) действует в составе ВЦМК «Защита» Минздрава России, является рабочим органом управления федеральной межведомственной координационной комиссии ВСМК. Он выполняет функции оперативного руководства деятельностью службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, а также предназначенных для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций сил и средств МВД, МПС Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти. Свою работу Штаб осуществляет на основе решений федеральной межведомственной координационной комиссии ВСМК, приказов и указаний Минздрава России и МЧС России, а также решений начальника Штаба, принятых в пределах его компетенции.

Штаб осуществляет координацию подготовки и взаимодействия органов управления, а также использования формирований и учреждений, входящих в состав Всероссийской службы медицины катастроф на федеральном, региональном и территориальном уровнях.

Перевод Штаба из режима повседневной деятельности в режимы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации производится по решению Минздрава России, МЧС России, а также начальника штаба ВСМК.

Организационная структура и штатная численность Штаба определяется начальником штаба и утверждается Министром здравоохранения Российской Федерации.

Основными подразделениями штаба являются: управления - оперативное, организации медицинского обеспечения в ЧС, по работе с регионами, а также отделы - общий, организации взаимодействия, информационного и материально-технического обеспечения.

Филиалы ВЦМК «Защита» обеспечивают выполнение задач ВЦМК «Защита» на региональном и территориальном уровнях, мероприятий в области защиты жизни и здоровья населения, его медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В пределах возлагаемых задач филиалы ВЦМК «Защита» руководствуются документами представителя Министра здравоохранения Российской Федерации в федеральных округах, региональных центров МЧС России и региональной межведомственной координационной комиссии Всероссийской службы медицины катастроф и иными нормативными правовыми актами, а также Положениями о филиалах ВЦМК «Защита».

Статусом юридического лица филиалы ВЦМК «Защита» не обладают.

Клиника медицины катастроф включает полевой многопрофильный госпиталь, профилированные (специализированные) клинические отделения, диспетчерские подразделения и подразделения обеспечения.

Клиника предназначена для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи и лечения больных и раненых с патологией, характерной для условий ЧС (возможными травмами, ожогами, заболеваниями, химическими и радиационными поражениями и др.); практической подготовки специалистов, предназначенных для работы в ПМГ; обеспечения постоянной готовности к работе при ЧС полевого многопрофильного госпиталя. Клиника медицины катастроф работает в системе обязательного медицинского страхования.

Институт проблем медицины катастроф и дополнительного профессионального образования имеет в своем составе кафедры медицины катастроф, неотложных состояний и экспертной медицинской помощи, санитарно-противоэпидемического обеспечения в ЧС, восстановительной медицины с соответствующими профильными научными лабораториями; отдел научно-технической информации с библиотекой.

Институт проблем медицины катастроф и дополнительного профессионального образования специалистов службы медицины катастроф предназначен в основном для усовершенствования руководящего состава Службы, разработки (совместно с другими подразделениями ВЦМК «Защита», а также учреждениями различных ведомств, входящих в ВСМК) предложений по государственной политике в области медицины катастроф, по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, разработку федеральных целевых и научно-исследовательских программ по совершенствованию и повышению готовности ВСМК.

Центр медицинской экспертизы и реабилитации предназначен для разработки и внедрения организационной и функциональной системы медицинской экспертизы и реабилитации участников ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию системы на федеральном, региональном и территориальном уровнях. Кроме того, на базе центра проводится медицинская реабилитация профессиональных контингентов, участвующих в ликвидации последствий ЧС, осуществляется разработка, апробация и внедрение перспективных средств и методов медицинской экспертизы и реабилитации.

В составе центра медицинской экспертизы и реабилитации имеются реабилитационный практический комплекс и три научных лаборатории - перспективных средств и методов донозологической диагностики и скрининга здоровья, клинической апробации современных реабилитационных технологий, фармакологических проблем реабилитации.

Научно-исследовательский отдел медико-технических проблем экстремальной медицины предназначен для изучения эффектов воздействия на человека неблагоприятных факторов различной природы; определения функциональных резервов, предельных возможностей организма, работоспособности и надежности деятельности человека в экстремальных условиях; разработки режимов труда и отдыха спецконтингентов в неблагоприятных и экстремальных условиях, а также для создания и совершенствования изделий медицинского назначения, средств спасения и индивидуальной защиты человека.

В составе отдела имеются четыре лаборатории - химико-аналитическая, обитаемости гермообъемов, гигиенических проблем защиты человека от вредных факторов, средств спасения и индивидуальной защиты человека.

Отдел организации медицинской помощи при радиационных авариях предназначен для разработки организационно-методических основ по организации медицинской помощи населению, находящемуся за пределами санитарно-защитной зоны стационарных радиационно-опасных объектов, а также для выполнения практических задач по: ведению радиационной разведки и контроля за радиационной обстановкой в указанной зоне бедствия; оценке радиационной обстановки и доз облучения населения; участию в организации санитарно-гигиенического и лечебно-профилактического обеспечения населения.

Отдел медицинского снабжения (склад резерва Минздрава России для ЧС) осуществляет разработку основ методологии по вопросам создания и функционирования резервов медицинского имущества на федеральном, региональном и территориальном уровнях, обеспечивает выполнение задач по накоплению, содержанию, обновлению и отпуску медицинского имущества из резерва Министерства здравоохранения Российской Федерации для ЧС. Кроме того, отдел организует закупку, получение, хранение и выдачу медицинских грузов гуманитарной помощи, получаемой от зарубежных стран.

Подразделения обеспечения представлены отделами: организации выставок, энергомеханическим, транспортным, материально-технического снабжения, разработки и производства средств индивидуальной защиты органов дыхания, ремонтно-хозяйственным, эксплуатационно-техническим, охраны и копировально-множительным отделением.

Задачи, обязанности должностных лиц и организация работы подразделений ВЦМК «Защита» определяются Положениями о них, утвержденными директором ВЦМК «Защита».

3.2.2. Специализированными формированиями и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, подчиненными непосредственно Минздраву России. Организационно-методическую функцию организации санитарно-противоэпидемического обеспечения выполняет Департамент по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору Минздрава России.

3.2.3. Специализированными формированиями и учреждениями Федерального управления «Медбиоэкстрем» при Минздраве России.

3.2.4. Клиническими базами, предназначенными в соответствии с возложенными на них обязанностями для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, а также оказания экстренной и консультационной медицинской помощи населению.

3.2.5. Научными базами для решения проблем медицины катастроф.

3.3. На региональном уровне Служба представлена:

3.3.1. Филиалами ВЦМК «Защита» в федеральных округах:

Центральный - 123182, г. Москва, ул. Щукинская, 5 (при Всероссийском центре медицины катастроф «Защита» Минздрава России).

Северо-Западный - 194291, г. Санкт-Петербург, пр. Луначарского, 45.

Приволжский - 603126, г. Нижний Новгород, ул. Родионова, 190.

Уральский - 620028, г. Екатеринбург, Виз-бульвар, 13-а.

Сибирский - 630075, г. Новосибирск, ул. А.Невского, 1-а, корп.15, а/я 99.

Дальневосточный - 680009, г. Хабаровск, ул. Краснодарская, 9.

Северо-Кавказский - 344085, г. Ростов-на-Дону, ул. Благодатная, 170.

Основными подразделениями региональных филиалов ВЦМК «Защита» являются: штаб, подвижный медицинский отряд с бригадами специализированной медицинской помощи, отдел медицинского снабжения, отдел материально-технического и транспортного обеспечения.

3.3.2. Центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора регионального уровня с входящими в них формированиями.

3.3.3. Клиническими базами, предназначенными в соответствии с возложенными на них обязанностями для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

3.4. На территориальном уровне Служба представлена:

3.4.1. Территориальными центрами медицины катастроф субъектов Российской Федерации - учреждениями здравоохранения Российской Федерации особого типа и филиалами ВЦМК «Защита» (Чеченская Республика, Ингушская Республика, Республика Дагестан), выполняющими функции органа управления службы медицины катастроф территориального уровня. Территориальный центр медицины катастроф имеет статус юридического лица, основными его подразделениями являются: администрация, оперативно-диспетчерский отдел, организационно-методический отдел, бригады специализированной медицинской помощи, отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению (санавиация), отдел медицинского снабжения, отдел материально-технического обеспечения.

3.4.2. Центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации и городах федерального значения, которые создают силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а их координацию деятельности осуществляют органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации (санитарно-противоэпидемические комиссии).

3.4.3. Клиническими базами, предназначенными, в соответствии с возложенными на них обязанностями для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и оказания экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению.

3.5. На местном уровне Служба представлена:

3.5.1. Центрами медицины катастроф местного уровня (где они создаются) или станциями (подстанциями) скорой медицинской помощи, выполняющими функции органа управления службы медицины катастроф с входящими в них формированиями.

3.5.2. Центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городах и районах, формирующих санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки.

3.5.3. Лечебно-профилактическими учреждениями, предназначенными в соответствии с возложенными на них обязанностями для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

3.6. На объектовом уровне Служба представлена:

3.6.1. Должностными лицами по медико-санитарному обеспечению объекта в чрезвычайных ситуациях.

3.6.2. Медицинскими нештатными формированиями.

3.6.3. Лечебно-профилактическими учреждениями (медико-санитарные части, поликлиники и др.), предназначенными в соответствии с возложенными на них обязанностями для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

3.6.4. Структурными подразделениями санитарно-эпидемиологического надзора объекта.

3.7. Для участия в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях за счет имеющихся лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений Минздрава России создаются (привлекаются) нештатные формирования Службы. Основными из них являются:

На федеральном и региональном уровнях:

бригады специализированной медицинской помощи (хирургические, травматологические, нейрохирургические, ожоговые, акушерско-гинекологические, трансфузиологические, токсикологические, психотерапевтические, инфекционные, детские хирургические, радиологические и др.);

санитарно-эпидемиологические отряды;

санитарно-эпидемиологические бригады (эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические) бригады);

специализированные противоэпидемические бригады.

На территориальном, местном и объектовом уровнях:

бригады скорой медицинской помощи (врачебные, фельдшерские);

специализированные бригады скорой медицинской помощи (интенсивной терапии, токсикологические, радиологические, психиатрические, педиатрические и др.);

бригады специализированной медицинской помощи;

бригады первой врачебной помощи (врачебно-сестринские бригады);

бригады доврачебной помощи;

санитарные посты;

санитарно-эпидемиологические отряды;

санитарно-эпидемиологические бригады;

группы эпидемиологической разведки.

3.8. Профиль, количество, сроки готовности нештатных формирований Службы, а также лечебно-профилактические и санитарно-эпидемиологические учреждения, на базе которых они создаются, определяются начальниками Службы, исходя из медико-санитарной обстановки при возможных чрезвычайных ситуациях.

Обеспечение готовности нештатных формирований к работе возлагается на руководителя учреждения-формирователя; при возникновении чрезвычайных ситуаций они поступают в оперативное подчинение органов управления Службы соответствующего уровня.

3.9. Для создания формирований Службы, подготовки ее кадров и решения научных задач на всех уровнях используются расположенные на данной территории медицинские учебные заведения и научно-исследовательские институты, лечебно-профилактические и санитарно-профилактические учреждения. Головным учреждением по подготовке кадров Службы является Институт проблем медицины катастроф и дополнительного профессионального образования специалистов службы медицины катастроф ВЦМК «Защита».

4. Организация деятельности Службы

4.1. В зависимости от обстановки деятельность Службы осуществляется в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

Решение о введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, руководители объектов.

4.2. В зависимости от режима деятельности Служба выполняет следующие основные мероприятия .

4.2.1. В режиме повседневной деятельности:

- текущее планирование и организация работы в повседневной деятельности;

- участие в организации и осуществлении наблюдения за средой обитания населения и обстановкой на потенциально опасных объектах, в зонах (районах) возможных ЧС в плане предупреждения или уменьшения их медико-санитарных последствий;

- создание формирований Службы, обеспечение их постоянной готовности к работе в ЧС;

- планирование мероприятий по снижению медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, участие в повышении уровня защиты населения и в его обучении правилам оказания первой медицинской помощи;

- планирование медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- организация и обеспечение постоянного эффективного функционирования дежурно-диспетчерской службы;

- организация и обеспечение экстренной и консультативной медицинской помощи населению;

- организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий с целью поддержания санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- поддержание готовности органов управления, формирований и учреждений Службы, совершенствование подготовки ее личного состава;

- проверка готовности службы медицины катастроф нижестоящих уровней;

- поддержание взаимодействия между входящими в службу медицины катастроф данного уровня органами управления, формированиями и учреждениями;

- создание, накопление, освежение, контроль за хранением и правильным использованием резервов медицинского имущества;

- разработка и реализация комплекса мероприятий по своевременному материально-техническому обеспечению Службы;

- создание, поддержание, контроль за использованием финансовых и материально-технических ресурсов, предназначенных для обеспечения работы Службы;

- участие в медицинской подготовке личного состава аварийно-спасательных формирований РСЧС;

- обобщение опыта работы Службы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

4.2.2. В режиме повышенной готовности:

- оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений Службы о введении режима повышенной готовности;

- усиление дежурно-диспетчерской службы, перевод при необходимости на круглосуточную работу (частично или полностью) персонала центров медицины катастроф, создание оперативных групп, их обеспечение транспортными средствами и связью;

- анализ причин, обусловивших введение режима повышенной готовности, прогнозирование возможного развития обстановки и разработка предложений по организации работы Службы;

- уточнение плана медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайной ситуации;

- организация выполнения органами управления, формированиями и учреждениями Службы соответствующих мероприятий режима повышенной готовности, плана медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, проверка их выполнения и оказание помощи;

- создание и направление при необходимости оперативных групп центра медицины катастрофы (органа управления здравоохранением) в органы управления РСЧС и на место возможной чрезвычайной ситуации;

- участие в проведении мероприятий по защите населения и его подготовке к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- проверка готовности к использованию финансовых, материально-технических ресурсов и резервов медицинского имущества и их пополнение;

- организация внеочередного заседания межведомственной координационной комиссии службы медицины катастроф;

- уточнение планов взаимодействия с органами управления, учреждениями и организациями других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации;

- усиление наблюдения за санитарно-эпидемиологической обстановкой, прогнозирование возможности возникновения эпидемий.

4.2.3. В режиме чрезвычайной ситуации:

- оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений Службы о введении режима чрезвычайной ситуации;

- активный сбор информации об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, ее оценка и разработка предложений по организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайной ситуации;

- введение в действие по указанию председателя межведомственной координационной комиссии медицины катастроф плана медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях;

- выдвижение в зону чрезвычайной ситуации оперативных групп центра медицины катастроф (органов управления здравоохранением), формирований и учреждений Службы;

- создание системы связи Службы, ее координация с системой связи РСЧС;

- участие (совместно с аварийно-спасательными и другими формированиями РСЧС) в оказании пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации из зоны (очага) чрезвычайной ситуации;

- организация и осуществление лечебно-эвакуационного обеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайной ситуации;

- организация медико-санитарного обеспечения личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации чрезвычайной ситуации;

- организация медико-санитарного обеспечения населения, эвакуируемого из зоны (района) чрезвычайной ситуации;

- организация и проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинского освидетельствования пораженных (в том числе во взаимодействии с органами МВД России);

- организация и осуществление санитарно-эпидемиологического обеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации;

- организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите населения, персонала аварийных объектов и участников ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечением его специальной одеждой, средствами защиты и правильным их использованием;

- обеспечение непрерывного и оперативного управления формированиями и учреждениями Службы, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, их финансового, материально-технического обеспечения и снабжения медицинским имуществом;

- ведение и своевременное представление учетных и отчетных документов.

4.3. Мероприятия режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации организуются и проводятся с учетом места, масштабов, характера возможной или возникшей чрезвычайной ситуации и могут относиться ко всей Службе данного уровня или к ее части (на территориальном уровне - к определенному городу, району; на местном уровне - к району города, объекту экономики).

4.4. Ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций является приоритетной задачей Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для решения этой задачи в интересах Службы в планах ее взаимодействия с органами управления, частями, подразделениями и формированиями РСЧС на всех уровнях необходимо предусмотреть:

- постоянную помощь Службе в повышении ее готовности к работе при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- немедленное информирование органов управления Службы о введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, результатах разведки и принятых решениях по ее ликвидации;

- обеспечение первоочередного выдвижения сил и средств Службы в зону чрезвычайной ситуации;

- создание благоприятных условий для работы сил и средств Службы в зоне чрезвычайной ситуации; при этом основное внимание должно быть обращено: на организацию быстрого розыска пораженных, извлечение их из-под завалов, удаление из очагов пожаров, с местности, зараженной радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами; оказание на месте поражения первой медицинской помощи; вынос (вывоз) до пункта сбора пораженных или мест оказания им доврачебной (первой врачебной) помощи; выделение помещений для развертывания медицинских формирований и расширения коечной сети лечебно-профилактических учреждений; оказание помощи медицинским формированиям и учреждениям, участвующим в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, в обеспечении их транспортом, продовольствием, водой, электроэнергией, топливом, другими материально-техническими средствами;

- организацию охраны медицинских формирований, учреждений и транспортных средств, обеспечивающих эвакуацию пораженных.

4.5. В соответствии с Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций лечебно-эвакуационные, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия организуются и выполняются силами и средствами территориальных звеньев (территориального, местного и объектового уровня) Службы, на территории и объектах которых возникла чрезвычайная ситуация.

В случаях, когда силы и средства территориальных звеньев Службы не могут самостоятельно справиться с ликвидацией медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, по их просьбе или по инициативе вышестоящей Межведомственной координационной комиссии службы медицины катастроф и по решению соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям привлекаются силы и средства вышестоящего (в т.ч. ведомственного подчинения) местного, территориального, регионального или федерального уровней. При необходимости органы управления вышестоящих уровней службы медицины катастроф могут взять на себя руководство ликвидацией медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации.

4.6. Медико-санитарное обеспечение в чрезвычайных ситуациях включает: лечебно-эвакуационное, санитарно-гигиеническое, противоэпидемическое обеспечение, медицинские мероприятия по защите населения и личного состава, участвующего в ликвидации чрезвычайных ситуаций, снабжение медицинским имуществом. В соответствии с планом медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях, планом взаимодействия органов управления, формирований и учреждений ВСМК, а также решением руководителя ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации для медико-санитарного обеспечения используются находящиеся в зоне чрезвычайной ситуации лечебно-профилактические, санитарно-профилактические учреждения, а также учреждения снабжения медицинским имуществом независимо от их ведомственной подчиненности.

4.7. Лечебно-эвакуационное обеспечение при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций организуется на основе системы этапного лечения пораженных с их эвакуацией по назначению.

Ее существо заключается в последовательном и преемственном оказании пораженным медицинской помощи в очаге поражения и на этапах медицинской эвакуации (первой медицинской, доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и специализированной) в сочетании с их эвакуацией в лечебные учреждения, способные обеспечить оказание специализированной медицинской помощи в полном объеме.

В зависимости от вида и масштаба чрезвычайной ситуации, количества пораженных и характера поражений у них, наличия сил и средств ВСМК и Службы, состояния здравоохранения, удаления от зоны (района) чрезвычайной ситуации лечебных учреждений госпитального типа, способных выполнить полный объем квалифицированной и специализированной медицинской помощи и их возможностей, могут быть приняты (для всей зоны чрезвычайной ситуации, ее отдельных секторов и направлений) различные варианты организации лечебно-эвакуационных мероприятий.

До эвакуации пораженных в лечебные учреждения госпитального типа им может быть оказана:

- только первая медицинская и доврачебная медицинская помощь;

- первая, доврачебная медицинская помощь и первая врачебная помощь;

- первая, доврачебная и квалифицированная медицинская помощь;

- первая доврачебная, первая врачебная медицинская помощь и квалифицированная медицинская помощь.

Во всех случаях до эвакуации в лечебные учреждения госпитального типа пораженным должны быть выполнены мероприятия по устранению явлений, непосредственно угрожающих жизни в данный момент, предупреждению тяжелых осложнений и обеспечивающих транспортировку без существенного ухудшения их состояния.

Лечебно-профилактические учреждения госпитального типа, привлекаемые или развертываемые Службой для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, а также бригады специализированной медицинской помощи, работающие на базе лечебно-профилактических учреждений, функционируют в системе Службы до завершения аварийно-спасательных работ; завершение лечения пораженных, их реабилитация возлагаются на лечебно-профилактические учреждения существующей системы здравоохранения.

4.8. Санитарно-гигиеническое обеспечение в чрезвычайных ситуациях включает комплекс мероприятий, организуемых и проводимых с целью сохранения здоровья населения и личного состава, участвующего в их ликвидации.

Основными мероприятиями санитарно-гигиенического обеспечения в чрезвычайных ситуациях являются:

- оценка санитарно-гигиенического состояния территории и определение вредных факторов, действующих на здоровье населения и окружающую среду; организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите населения и персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий чрезвычайной ситуации; осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за выполнением гигиенических норм и санитарных правил, организацией питания, водоснабжения, банно-прачечного обслуживания; организация санитарно-эпидемиологического надзора на гигиенически значимых объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения в районе чрезвычайной ситуации;

- медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, за наличием специальной одеждой, средств защиты и правильным их использованием; участие в контроле за санитарным состоянием территории, своевременной ее очисткой, обеззараживанием, надзор за захоронением погибших и умерших; организационно-разъяснительная работа по режиму и правилам поведения персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий и населения в зоне (районе) чрезвычайной ситуации.

4.9. Противоэпидемическое обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях включает комплекс мероприятий, организуемых и проводимых с целью предупреждения возникновения инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения, а в случае их появления - локализации и ликвидации эпидемических очагов. Оно включает: организацию и проведение санитарно-эпидемиологической разведки; мероприятия по предупреждению заноса инфекционных заболеваний в зону (район) чрезвычайной ситуации, активное раннее выявление, изоляцию инфекционных больных, их эвакуацию в инфекционные больницы, выявление лиц с хроническими формами инфекционных заболеваний и бактерионосителей; соблюдение противоэпидемического режима на этапах медицинской эвакуации; выявление подвергшихся риску заражения лиц и организацию наблюдения за ними; изоляционно-ограничительные мероприятия; дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию; профилактические прививки и экстренную профилактику; санитарно-разъяснительную работу.

4.10. Мероприятия по медицинской защите предназначаются для предупреждения или уменьшения воздействия поражающих факторов на население и спасателей в чрезвычайных ситуациях. Они включают:

- содействие обеспечению населения и спасателей медицинскими препаратами, индивидуальными средствами профилактики поражений (антидотами, радиопротекторами, средствами санитарной обработки и т.п.), участие в обучении правилам и приемам пользования ими;

- проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению или снижению отрицательного воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;

- участие в психологической подготовке населения и спасателей;

- организация и соблюдение санитарного режима на этапах медицинской эвакуации, контроль радиоактивного и химического заражения личного состава, а также выполнение других защитных мероприятий в формированиях и учреждениях Службы.

4.11. Медицинское снабжение представляет комплекс мероприятий по удовлетворению потребностей в медицинском имуществе органов управления, формирований и учреждений Службы и организуется в соответствии с Положением по организации медицинского снабжения службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Для выполнения первоочередных работ при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций создается резерв медицинского имущества на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях. Порядок формирования, накопления, размещения, хранения, пополнения и освежения медицинского имущества резерва определяется Положением о резервах медицинского имущества для чрезвычайных ситуаций.

Номенклатура медицинского имущества и его количество определяются с учетом возможной медико-тактической обстановкой по нормам снабжения медицинским имуществом службы медицины катастроф в чрезвычайных ситуациях и табелям оснащения формирований службы медицины катастроф.

Ответственными за накопление и содержание резерва медицинского имущества для Службы на федеральном и региональном уровнях является Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России при непосредственном участии управления организации фармацевтической деятельности, обеспечения лекарственными и медицинскими изделиями Минздрава России, на территориальном, местном и объектовом уровнях - соответствующие органы управления здравоохранением.

4.12. Комплекс мероприятий по подготовке к ликвидации медико-санитарных последствий радиационных и химических аварий и катастроф в системе аварийно-спасательных работ на объектах и территориях, обслуживаемых Федеральным управлением «Медбиоэкстрем» при Минздраве России, и его выполнение организуют и проводят штатные силы и средства этого управления во взаимодействии с другими формированиями и учреждениями Службы.

4.13. Подготовка Службы к ликвидации медико-санитарных последствий различных чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, радиационных, химических аварий, эпидемий и др.), содержание и организация конкретных мероприятий по медико-санитарному обеспечению при их ликвидации регламентируются соответствующими руководствами.

4.14. Начальником службы медицины катастроф Минздрава России является Министр здравоохранения Российской Федерации. Непосредственное руководство Службой осуществляет один из заместителей Министра здравоохранения Российской Федерации. Начальниками служб медицины катастроф на региональном уровне являются: представитель Министра здравоохранения Российской Федерации в федеральном округе, на территориальном и местном уровнях - руководители соответствующих органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, на объектовом - руководитель здравоохранения объекта.

Органами управления Службы на федеральном, региональном, территориальном уровнях являются соответственно ВЦМК «Защита» Минздрава России, филиалы ВЦМК «Защита», территориальные центры медицины катастроф, которые одновременно выполняют функции штабов Службы. Штабы Службы подчиняются начальникам служб медицины катастроф соответствующего уровня. На местном уровне функции штабов Службы выполняют станции (подстанции) скорой медицинской помощи, а на объектовом - специально назначенными должностными лицами по делам ГО и ЧС. По решению органов исполнительной власти на местном уровне могут создаваться центры медицины катастроф.

Начальники Службы на всех уровнях являются одновременно председателями межведомственных координационных комиссий Всероссийской службы медицины катастроф.

По оперативно-тактическим вопросам в пределах выполняемых задач Служба руководствуется решениями соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

4.15. Основным документом, регулирующим деятельность Службы, является План медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, который разрабатывается соответствующими штабами Службы, согласовывается с членами межведомственной координационной комиссии ВСМК, подписывается ее председателем, начальником штаба и утверждается председателем соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

План медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой комплект документов, обеспечивающих четкий и своевременный перевод ВСМК и Службы в режимы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, эффективную организацию медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Первая часть плана включает общие положения: задачи службы данного уровня; краткую физико-географическую и медико-географическую характеристику обеспечиваемой территории; место в административной системе страны (субъект Российской Федерации, населенный пункт); природные условия (рельеф, климат, почвы, внутренние воды и моря, растительность, животный мир); экономико-географические условия (население, населенные пункты, промышленность и сельское хозяйство, пути сообщения (данного уровня), средства связи (данного уровня)); медико-санитарные условия (организация здравоохранения, медицинские кадры и учреждения, заболеваемость населения, ветеринарные кадры и учреждения, болезни животных, опасные для человека); перечень и общая (краткая) характеристика чрезвычайных ситуаций, в ликвидации которых принимают участие служба медицины катастроф данного уровня; характеристика службы медицины катастроф; принципы создания службы медицины катастроф данного уровня; общая характеристика службы медицины катастроф данного уровня; характеристика службы медицины катастроф нижестоящих уровней; система управления и общие положения взаимодействия (органы управления, основные должностные лица, связь); мероприятия по совершенствованию готовности службы, проводимые в режиме постоянной готовности.

Вторая часть плана содержит частные планы ликвидации медико-санитарных последствий возможных чрезвычайных ситуаций, которые разрабатываются применительно к конкретным ЧС.

В частных планах следует иметь следующие разделы: общая характеристика ЧС, к которой относится частный план; медико-санитарные последствия ЧС (характер возникновения, возможная величина, структура и лечебно-эвакуационная характеристика пораженных; условия, влияющие на организацию медико-санитарного обеспечения); потребность в силах и средствах для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС; мероприятия, проводимые при переходе к режиму повышенной готовности; мероприятия, проводимые при введении режима чрезвычайной ситуации.

Во всех документах управления и разделах Плана медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях должно быть четко определено содержание и порядок выполнения комплекса мероприятий, возложенных в соответствии с настоящим Положением на Службу медицины катастроф Минздрава России.

Организационно-методическое руководство планированием медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях осуществляет Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России.

В соответствии с Планом медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, лечебно-профилактические, санитарно-эпидемиологические и другие учреждения Минздрава России разрабатывают планы работы при чрезвычайных ситуациях.

4.16. Основными направлениями научных исследований Службы являются:

- изучение медико-санитарных последствий возможных стихийных бедствий, аварий и катастроф и обоснование методик их оперативного прогнозирования;

- обоснование потребности в силах и средствах Службы для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС,

- обоснование оптимального варианта организации медико-санитарного обеспечения;

- разработка теоретических, методических и организационных основ развития и совершенствования Службы, повышения ее готовности;

- совершенствование использования, развертывания и организации работы формирований и учреждений Службы;

- совершенствование организации и выполнения лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при ликвидации медико-санитарных последствий наиболее вероятных для данной территории стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также при оказании экстренной и планово- консультативной медицинской помощи населению;

- поиск оптимальных вариантов эффективного использования штатных формирований и учреждений Службы в режиме повседневной деятельности;

- разработка и совершенствование принципов и методов управления Службой на всех уровнях на основе совершенствования организационной структуры, организации работы органов управления и улучшения оснащения Службы современными техническими средствами; разработка и внедрение автоматизированной системы управления Службой;

- обоснование организационных форм комплексного использования сил и средств Службы различных министерств и ведомств при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

- совершенствование оснащения и организации снабжения медицинским имуществом формирований и учреждений Службы; создание новых образцов медицинской техники для Службы; обобщение опыта работы Службы и внедрение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в ее практическую деятельность;

- совершенствование первичного медицинского, послевузовского и дополнительного профессионального образования медицинских кадров службы медицины катастроф;

- осуществление международного сотрудничества в целях изучения зарубежного опыта организации и оказания экстренной медицинской помощи пострадавшему населению в чрезвычайных ситуациях.

4.17. Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» от лица Минздрава России по вопросам, относящимся к деятельности Всероссийской службы медицины катастроф, взаимодействует с органами управления, формированиями и учреждениями МЧС России, Минобороны России, МПС России, МВД России, других министерств и ведомств, участвующими в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

По решению Межведомственной координационной комиссии ВСМК к работе в составе ВЦМК «Защита» могут привлекаться представители (направленцы) от этих министерств и ведомств.

ВЦМК «Защита» осуществляет организационно-техническое обеспечение работы федеральной межведомственной координационной комиссии ВСМК.

5. Финансирование Службы и ее материально-техническое обеспечение

5.1. Финансирование Службы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, собственных средств организаций.

5.2. Оплата труда работников центров медицины катастроф Минздрава России производиться в соответствии с Положением об оплате труда работников здравоохранения и постановлением Совета Министров СССР от 7 апреля 1990 г. № 339 «О создании в стране службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях».

5.3. Резерв материально-технических ресурсов и медицинского имущества создается:

- в составе государственного резерва, предназначенного для обеспечения первоочередных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций - за счет средств федерального бюджета;

- на федеральном и региональном уровнях - за счет средств федерального бюджета;

- резерв субъекта Российской Федерации - за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации;

- резерв местного уровня - за счет средств местного бюджета;

- объектовый резерв - за счет собственных средств организации.

5.4. Порядок создания, расходования, номенклатура и объемы резервов финансовых и материально-технических ресурсов определяются органом (организацией), их создающим.

 

Главная Календарь приказов Приказы 2003 Структура МЗ   Спросить